Памятники русской военной славы

...Победу над врагом Россия снова торжествует.
А.С.Пушкин

Честь — не абстрактное понятие. Навязшее в зубах со школьных лет изречение «береги честь смолоду» имеет, если вдуматься, глубокий жизненный смысл. Исстари повелось так, что человек, потерявший честь, не достоин быть членом общества. Тем более важно дорожить честью семьи, города, Родины.
Город, названный в честь святого апостола Петра, готовится отметить свое трехсотлетие. За время своего существования Санкт-Петербург пережил немало бед и напастей. Ожесточенные войны в начале XVIII века, природные катаклизмы, Гражданская и Отечественная войны, блокада — все перенес город и выстоял.
Бед на долю Петербурга выпало столько, что многие замечательные поэты и писатели называли его трагическим городом. В начале XX столетия поэт Иннокентий Анненский, в частности, писал:

Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки, в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.


Но недаром говорят — беды даются народу для испытаний. Петербург из всех таких испытаний выходил победителем и никогда не терял своей чести. Иной раз кажется, что именно в защитниках Петербурга нашли воплощение лучшие черты народа, его создавшего: самоотверженность, стойкость, героизм, способность ради любви к Отчизне на самопожертвование.
Ратные подвиги русского солдата навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях, монументах и музейных реликвиях Петербурга. Даже названия улиц, площадей и переулков очень о многом говорят каждому жителю Петербурга, многочисленным его гостям со всех концов России, из разных уголков мира.
В архитектуре города, его убранстве встречаются изображения воинских атрибутов и символов славы. Здесь можно увидеть мечи, щиты, копья, лавровые венки.
Памятники города не позволяют нам забывать о тех, кто ценой собственной жизни отстоял независимость страны, честь города, честь народа.
Давайте же пройдем по местам нашей боевой славы и, преклонив головы, переживем события тех далеких теперь уже лет, испытаем горечь поражений, радость побед и восхитимся искусством архитекторов, скульпторов, художников, строителей, которые запечатлели память о подвигах наших предков в чугуне, мраморе, бронзе и камне.

Когда и какие памятники героям Отечественной войны 1812 года сооружены в Санкт-Петербурге?
В Петербурге сооружены четыре памятника героям Отечественной войны 1812 года.
После окончания войны с Наполеоном победоносные русские войска в 1814 году возвращались в столицу по Петергофской дороге. На границе города, которая в то время проходила неподалеку от Обводного канала, своих героев встречали жители Петербурга. Здесь по проекту архитектора Дж. Кваренги были возведены триумфальные ворота, получившие затем название Нарвских. Поначалу они были деревянными. Но через двадцать лет граница города передвинулась южнее, и здесь по проекту архитектора В. П. Стасова были воздвигнуты новые Нарвские ворота. Открытие триумфальных ворот состоялось 17 августа 1834 года. Обновленный памятник был сооружен из кирпича и покрыт медными листами.
Величественное сооружение поражало не только восхищенных современников. До сих пор экскурсионные группы непременно останавливаются у Нарвских ворот, которые стали одним из самых ярких архитектурных памятников города.
В надписях на воротах перечислены гвардейские полки, участвовавшие в боевых действиях и проходившие здесь при возвращении из похода. По краям можно прочесть названия населенных пунктов, отмеченных победами русского оружия. Здесь Бородино и Тарутино, Кульм и Лейпциг, Малый Ярославец и Красное и, наконец, поверженный Париж. В средней части выделяется надпись: «Победоносной Российской императорской гвардии признательное Отечество в 17 августа 1834 года».
Если от Невского проспекта пройти по Малой Морской улице мимо здания Главного телеграфа, мы попадем на Дворцовую площадь. Здесь перед нами предстанут сразу два величественных памятника победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.
В центре Дворцовой площади возвышается исполинская Александровская колонна, давно уже ставшая одним из архитектурных символов Петербурга. Памятник был открыт 30 августа 1834 года. Колонна задумывалась как памятник Александру I, но, поскольку именно во времена царствования Александра и была одержана победа над Наполеоном, современники и последующие поколения русских людей воспринимали ее как триумфальную колонну, воздвигнутую в честь победы в Отечественной войне.
Александровскую колонну создавали архитектор О. Монферран, скульптор Б. И. Орловский, русские мастера-каменотесы во главе с техником-самоучкой В. И. Яковлевым. На колонне установлена крылатая фигура ангела-хранителя города с крестом. Примечательно, что колонна никак не закреплена на пьедестале, удерживаясь в вертикальном положении только за счет собственного веса.
Третий великолепный памятник победы русских войск в Отечественной войне 1812 года — триумфальная арка Главного штаба, прекрасное сооружение, возведенная в 1819-1829 годах по проекту замечательного архитектора К. И. Росси.
Высота арки 28 метров. Она переброшена через пролет Большой Морской улицы, составляющий 17 метров. На плоскостях арки — изображения боевых доспехов, фигур воинов и летящих гениев Славы. Венчает арку колесница, запряженная шестеркой коней. В колеснице, словно осеняя Дворцовую площадь, стоит во весь рост богиня победы Нике.
По моделям В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова скульптурные изображения вычеканены из листовой меди.
В настоящее время рассматривается проект реставрации памятника, многие детали которого обветшали и требуют восстановления.
Еще один памятник героям Отечественной войны 1812 года — ансамбль Казанского собора, раскрытый торжественной колоннадой к Невскому проспекту.
Собор стал усыпальницей замечательного русского полководца, героя Отечественной войны М. И. Кутузова, скончавшегося в 1813 году в городе Бунцлау (ныне польский город Болеславец). Забальзамированное тело фельдмаршала в свинцовом гробу было 11 июня доставлено в Санкт-Петербург и 13 июня погребено в склепе. Надпись на доске из красного мрамора гласит: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау».
В те времена в соборе было выставлено 107 трофейных французских знамен, 93 ключа от крепостей и городов, которые были взяты победоносными русскими войсками.
В настоящее время Казанский собор вновь стал действующим храмом и является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии.

Когда открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Еарклаю-де-Толли у Казанского собора?
25 декабря 1837 года перед Казанским собором состоялось торжественное открытие величавых и строгих монументов полководцам-героям 1812 года: М. Б. Барклаю-де-Толли и М. И. Кутузову. Бронзовые фигуры, отлитые по моделям скульптора Б. И. Орловского (1830-1836), были установлены на пьедесталы из полированного гранита, спроектированные «певцом русской ратной славы» архитектором В. П. Стасовым. Архитектор К. А. Тон, в молодости много сотрудничавший со Стасовым, руководил установкой памятников. Первый из них — Барклаю-де-Толли — явился, по существу, воплощением мечты А. С. Пушкина о временах, когда потомство оценит по заслугам этого полководца (стихотворение «Полководец»).
Символично, что памятник Кутузову оказался установленным на месте, связанном с именем его отца — выдающегося военного инженера И. М. Голенищева-Кутузова. Ведь он — автор проекта Екатерининского (Грибоедова) канала и Казанского моста. Инженер много сделал для воспитания будущего полководца, который был энциклопедически образованным человеком и обладал обширными инженерными знаниями.
Таким образом, оба монумента вместе с Казанским собором образуют величественный ансамбль, ставший одним из символов ратной славы Отечества, памятником великой Победе в Отечественной войне 1812-1814 годов.

Какой памятник, включающий в себя обелиск, многофигурную скульптурную композицию и памятный зал-музей, открыт на южном въезде в город?
В ознаменование 30-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 9 мая 1975 года был торжественно открыт памятник героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
Монумент возведен у развилки дорог, в конце Московского проспекта, у Средней Рогатки, как прежде называлось это место. Обширная площадь Победы, в центре которой расположен памятник защитникам Ленинграда, стала парадным въездом в город с южного направления.
На двух гранитных пьедесталах застыли, прервав свое движение, бронзовые фигуры солдат, матросов, ополченцев, жителей блокадного города, защитивших Ленинград от фашистов. Над мемориалом возвышается 48-метровый обелиск, сложенный из блоков красного карельского гранита. В верхней части лицевой грани золотятся накладные цифры: «1941—1945*. Внизу перед обелиском установлена композиция «Победители». Две бронзовые фигуры — солдат и рабочий — олицетворяют единство фронта и тыла, которое помогло выстоять нашему народу в кровавой войне. Ведь для солдат оружие победы ковали рабочие в тылу. Если же говорить о блокадном Ленинграде, то трудно сказать, где здесь проходил фронт, а где находился тыл. Не случайно его называли «городом-фронтом».
За обелиском — символ блокады, гранитное разорванное кольцо. На внутренней стороне кольца изображены ордена и медали, которыми награжден город-герой, а на внешней стороне высечены слова: «Подвигу твоему, Ленинград! о
Разорванное кольцо обрамляет углубленную открытую площадку-зал. Посреди зала на черном постаменте возвышается скульптурная группа «Блокада», снова напоминающая зрителям о трагических эпизодах ленинградской блокады. В зале звучит торжественная мелодия, которую время от времени прерывает стук метронома, хорошо знакомый ленинградцам-блокадникам. И здесь на память приходят строки О. Ф. Берггольц:

НИКТО НЕ ЗАБЫТ...
НИЧТО НЕ ЗАБЫТО...


В подземном зале-музее горят 900 светильников — столько блокадных дней пережил героический город. О пережитом напоминает и бронзовый календарь «Летопись героических дней блокады Ленинграда». Здесь же находятся карта боевых действий, знамена боевых частей, балтийских кораблей, партизанских отрядов, заводов и фабрик. На Почетной доске из белого мрамора высечены имена защитников Ленинграда.
В зале-музее установлены огромные мозаичные панно (художники И. Г. Уралов, С. Н. Репин и Н. П. Фомин под руководством известного художника А. А. Мыльникова). На одном панно скупыми красками отражены суровые дни блокады, на другом — в переливе радостных блесток салюта воспевается великое торжество победы.
Мемориальный комплекс создан по проекту замечательного художника М. К. Аникушина и архитекторов С. Б. Сперанского и В. А. Каменского.